Системы помощи водителю (ADAS) демонстрируют свою эффективность настолько убедительно, что число оснащенных ими автомобилей растет с небывалой скоростью. Системы реально оберегают водителей от многих ДТП, причем становятся “умнее” и доступнее с каждым днем.
Поэтому все чаще машины, сходящие с конвейера, уже оснащены системами ADAS. В то же время ранее выпущенные автомобили активно оснащаются этими системами (т.н. aftermarket-сегмент рынка). Прежде всего это касается коммерческого транспорта, задействованного для пассажирских перевозок, доставки тяжелых и опасных грузов. В некоторых странах этому способствует законодательство.
Базовые функции ADAS
Основными угрозами, которые регистрируются и превентивно купируются системами ADAS, являются:
- Предупреждение столкновений (дистанция сближения спереди и сзади)
- Наезд на пешеходов
- Помощь при парковке
- Отклонение от полосы движения
- Ослепление водителя фарами
- Нарушение скоростных ограничений, других ПДД (распознавание знаков)
- Усталость водителя
- Отвлечение от дороги (например, курение и телефонные разговоры за рулем)
Регистрируя опасные ситуации, система ADAS, как минимум, предупреждает водителя (индикацией, звуковым сигналом, вибрацией). Если система глубже интегрирована с автомобилем, то она может останавливать автомобиль и предпринимать другие действия активной безопасности.
Интеграция с платформами телематики
Возможности системы ADAS могут быть полезны не только для водителя. Большой экономический эффект они могут дать владельцам коммерческих автопарков, транспортным и страховым компаниям. Для этого системы ADAS интегрируются с облачной телематической платформой.
На аппаратном уровне система ADAS подключается к бортовому телематическому терминалу (AVL) с помощью информационной шины, например, по RS-232. При наступлении тревожного события оборудование ADAS формирует информационные сигналы и передает их в телематический терминал. Далее уже терминал перенаправляет их в облачную телематическую платформу через GSM-сеть.
На стороне софтверной платформы информация ранжируется по уровню важности (например, по степени опасности) и обрабатывается в соответствии с бизнес-задачами клиента:
- Регистрация событий и сопутствующей информации (время, место на карте, фото/видео подтверждение, скорость и другие параметры)
- Информирование диспетчеров о событиях высокого уровня опасности
- Скоринг водителей – оценка качества вождения по балльной системе
Для использования человеком (диспетчером, управляющим, водителем) информация агрегируется и отображается в наглядном виде: в формате уведомлений на карте, отчетов и графиков, рекомендаций в мобильном приложении водителей.
Бизнес-эффект от совмещения ADAS и телематики
Интеграция систем ADAS с телематической платформой открывает ранее недоступные возможности для владельцев коммерческих автопарков, транспортных и страховых компаний.
Если простое использование ADAS ограничивается повышением безопасности и снижением рисков ДТП, то понимание того, какие нарушения и как часто допускают конкретные водители, дает компаниям намного лучший контроль за их дисциплиной.
Обладание обширной информацией о нарушениях каждого водителя, которая накапливается в течение длительного времени, позволяет компаниям последовательно работать над повышением качества вождения, объективно оценивать работу сотрудников, организовывать их аттестацию и переобучение.
Страховые компании могут дифференцированно подходить к расчету страховых премий на основе автоматического анализа водительских навыков своих клиентов.
Наконец, в случае наступления ДТП, повышается время реакции: появляется возможность оперативно оценить ситуацию и направить своевременную помощь на место происшествия.
В комплексе эти факторы обеспечивают уменьшение транспортных расходов, повышение ответственности водителей, снижение рисков юридического и финансового характера.